Медэнциклопедия

Педиатрия

Педиатри́я (от греч. παιδίον — ребёнок и греч. ιατρεία — лечение) по определению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 году в первом российском руководстве «Педиятрика»: «есть наука об отличительных особенностях, отравлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врождённый потенциал жизни.

Детский врач (педиатр) – это врач ребёнка.  Главная задача педиатра – предупреждение (профилактика) заболеваний, он контролирует все возрастные изменения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь. Ну а если ребёнок всё же заболел, педиатр проводит диагностику, определяет помощь каких узких специалистов необходима, назначает лечение и проводит восстановление (реабилитацию) после болезни.

Основная задача педиатра – это диагностика, лечение, а также реабилитация заболевшего ребенка.

Основные симптомы детских болезней

О том, что ребенок заболел и необходим прием детского врача, обычно говорят следующие симптомы:

-кашель,
-повышение температуры,
-насморк,
-боли различного характера: в горле, в животе, головная боль,
-сыпь,
-нарушение стула,
-вялость и заторможенность или, напротив, беспокойное поведение, не наблюдавшиеся раньше, у малышей – -непрерывный плач.

Условно в единой практической науке педиатрии выделяют: профилактическую, клиническую, научную, социальную, экологическую педиатрию.
Профилактическая педиатрия — система мероприятий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидизации (профилактические прививки, асептики, профилактика рахита, скрининг-программы на выявление наследственных заболеваний, плановые диспансеризации и др.)
Клиническая педиатрия имеет основной задачей диагностику, лечение и этапную реабилитацию заболевшего ребёнка.
Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется на современном этапе педиатр в своей практической работе. Парадигма — дисциплинарная матрица, совокупность признанных всеми научных достижений, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения (Томас Кун).

Социальная педиатрия рассматривает два круга проблем: 1) оптимальная организация управления здравоохранения, в том числе экономики и планирования; 2) влияние социальных факторов на здоровье детей; практика медицинской помощи, проведения профилактических мероприятий, взаимоотношений между медиками и общественными организациями, фондами; медицинское образование и воспитание населения.
Экологическая педиатрия изучает влияние природных факторов на здоровье детей; климатических, географических, а также вредных факторов окружающей среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.).